ГЛАВА VII

Чудесное воплощение - Поведение Саи Бабы - Его Логические практики - Его вездесущностъ и милосердие - Служение прокаженного преданного - Как сын миссис Кхапарде заболел Чумой - Поездка в Пандхарпур

Чудесное Воплощение

Саи Баба знал все йогические практики. Он прекрасно владел шестью способами, включая дхаути (очищение желудка при помощи смоченного куска полотна три дюйма шириной и двадцать два с половиной дюйма длиной); кхандайогой, то есть, отделением конечностей и затем их присоединением; самадхи и т.д. Если вы думали, что Он - индус, то Он выглядел как йаван. Если вы думали, что он йаван, то он казался индусом. Никто в точности не знал, индус Он или мусульманин. Он праздновал индуистский Рамнавами со всеми необходимыми церемониями, и в то же время допускал "сандаловую" процессию мусульман. Он поощрял поединки борцов на празднике и раздавал победителям призы. Он, как положено, проводил церемонию гопал-кала в день Гокул-Аштами, а в праздничные для мусульман дни позволял им читать их молитву (намаз) в Своей мечети. Однажды, в праздник Мухарам, некоторые мусульмане предложили соорудить табут (символизирующий гроб Хуссейна и Хасана) в мечети, оставить его там на несколько дней, а потом прошествовать с ним по деревне. Баба разрешил держать табут в мечети, а на пятый день вынес его из мечети, не выказывая ни радости, ни сожаления. Если мы будем думать, что Он мусульманин - Его уши были проколоты (по священной индуистской традиции). Если мы скажем, что Он был индусом -Он поддерживал обычай обрезания (хотя, по словам м-ра Нанасахеба Чхандоркара, наблюдавшего Саи Бабу вблизи, Он Сам не был обрезан). Его нельзя было назвать индуистом, потому что он всегда жил в мечети. Его нельзя было назвать мусульманином, потому что в мечети всегда горел священный огонь дхуни, а это противоречило мусульманской религии. Здесь разрешалось: молоть зерно на ручной мельнице; трубить в раковину и звонить в колокольчик. Также разрешалось совершать жертвоприношение огню, петь бхаджаны. Раздавать еду; поклоняться стопам Бабы, предлагая аргхью (воду). Если считать Его мусульманином, почему лучшие из браминов и агнихотри, позабыв о своих ортодоксальных взглядах, простирались у Его стоп? Те, кто приходил выяснить, какой Он национальности, теряли дар речи, зачарованные Его даршаном. Так что, никто не мог определить точно, был ли Саи Баба индуистом или мусульманином. И не удивительно! Ведь тот, кто безраздельно предается Господу, отказываясь от эгоизма и сознания тела, тот становится един с Ним, и вопрос о касте или национальности исчезает сам собой. Саи Баба, Единый с Господом, не видел кастовых различий - Он не видел различий даже между существами. Он ел мясо и рыбу вместе с факирами, но не жаловался, когда собаки прикасались к его пище своими ртами.

 

Таким уникальным и чудесным воплощением был Саи Баба. Благодаря заслугам в предыдущей жизни, мне выпало счастье сидеть у Его стоп и наслаждаться Его благословенным обществом. Мои радость и наслаждение были неописуемы. В самом деле, Саи Баба был чистым Анандой и Сознанием. У меня не хватает слов, чтобы описать Его, Его величие и уникальность. Тот, кто испытывал наслаждение у Его стоп, погружался в Высшее "Я". Саньяси, садхаки и многие другие искатели истины приходили к Саи Бабе. Он непринужденно прогуливался, разговаривал и смеялся с ними со всеми, с Его языка не сходило "Аллах Малик" (все принадлежит Богу). Он не любил дискуссий и споров. Он всегда сохранял спокойствие и владел собой, несмотря на случавшиеся порой вспышки гнева; всегда проповедовал совершенную веданту, и никто, до самого конца, так и не узнал. Кто был Баба? С принцами и бедняками он обращался одинаково. Ему были ведомы самые сокровенные тайны людей, и, когда Он обнаруживал это, все поражались. Он был сокровищницей всех знаний и мудрости в обличье притворного неведения. Он не искал славы и признания в мире. Таков был характер Саи. Хотя у Него было тело человека. Его деяния свидетельствовали о Его Божественности. Все люди считали его Воплощением Бога в Ширди.

Поведение Саи Бабы

Такому глупцу, как я, не под силу описать все чудеса Саи Бабы. Он обновил почти все храмы в Ширди.

Мхалсапати, близкий преданный Бабы, который всегда спал с ним в мечети и Чхавади, сообщил, что как-то Баба рассказывал ему о том, что Он был брамином из Патхари, и еще в детстве Его передали на попечение факиру. Во время их беседы пришли несколько человек из Патхари. Баба расспрашивал их о некоторых жителях Патхари. (Смотри: "Саи Лила", 1924, с.179).

Миссис Кашибаи Каниткар, знаменитый ученый из Пуны, рассказывает ("Саи Лила", 1934, т. 11, с. 79); "Прослышав о чудесах Бабы, мы, по обыкновению теософов, начали спорить, к какой ложе Саи Баба принадлежит - белой или черной? И, приехав однажды в Ширди, я продолжала всерьез размышлять над этим вопросом. Как только я приблизилась к ступеням мечети. Баба вышел вперед и, указывая на Свою грудь и пристально глядя на меня, сказал с какой-то неистовостью: "Это - брамин, чистый брамин. Он не имеет никакого отношения к черным вещам. Ни один мусульманин не осмелится ступить сюда. Не осмелится". Снова показывая на Свою грудь: "Этот брамин может привлечь сотни тысяч людей к белому пути и повести их к цели. Это - мечеть брамина, и Я не позволю упасть здесь и тени ни одного черного мусульманина".

При помощи Татия Патила храмы Шани, Ганапати, Шанкары-Парвати, божества деревни и Марута были приведены в порядок. Примечательно было Его милосердие. Деньги, которые Он получал как дакшину каждый день, свободно раздавались: кому двадцать рупий, кому - пятнадцать, кому - пятьдесят. Люди думали, что это - "чистые", благотворительные деньги, и Баба хочет, чтобы они были потрачены с пользой.

Даршан Саи Бабы был чрезвычайно благотворен. К кому-то приходили сила и здоровье; плохие люди становились хорошими. В некоторых случаях излечивалась проказа; у многих осуществлялись их желания; к некоторым слепым, безо всяких капель и лекарств, возвращалось зрение, а хромые избавлялись от своего увечья. Его силе и величию не было предела. Его слава все росла; и в Ширди отовсюду устремились паломники. Баба всегда сидел возле дхуни, погруженный в медитацию. Иногда совершив омовение, а иногда нет.

Обычно он носил белый тюрбан на голове; белый дхотар вокруг пояса и длинное платье. Так он одевался вначале. Он начал лечить жителей деревни: обследовал больных и давал им лекарство. Лечил Он успешно и приобрел известность как хаким (доктор). Здесь может быть рассказан любопытный случай. У одного преданного глаза опухли и покраснели. В Ширди не было врача. Преданные привели его к Саи Бабе. Обычные врачи при такой болезни применили бы мазь, анджан, коровье молоко, камфорные таблетки. Лекарство Бабы было уникальным. Он растолок семена биббы (carpus ana cardium), сделал из них два шарика, засунул их больному в каждый глаз и завязал глаза куском ткани. На другой день повязку сняли, и глаза промыли струей воды. Воспаление утихло, и глазные яблоки стали чистыми и светлыми. Хотя глаза очень чувствительны, Баба не причинил ни малейшей боли и излечил болезнь. Случаев подобного исцеления много - мы рассказали лишь об одном из них.

Йогические Практики Бабы

Баба знал все практики йоги. Две из них будут описаны ниже:

Дхаути - это процесс очищения. Каждый третий день Баба ходил к колодцу, находившемуся на значительном расстоянии от мечети, возле дерева баньян: полоскал рот, умывал лицо и т.д. Однажды Он извлек свои внутренности, вычистил их изнутри и снаружи и повесил на дерево джамб для просушки. Некоторые жители Ширди своими глазами видели это и засвидетельствовали этот факт. Обычно дхаути делается при помощи смоченного куска ткани три дюйма шириной и двадцать два с половиной дюйма длиной. Эта полоска ткани проглатывается и остается в желудке примерно полчаса, чтобы подействовать, а затем вытаскивается. Но дхаути Бабы было совершенно уникально.

Кхандайога: Баба отделял различные части тела и оставлял их лежать в мечети. Однажды один джентльмен пришел в мечеть и увидел конечности Бабы, лежащие по углам. Он страшно испугался и решил, что нужно обратиться к властям деревни. Нужно сообщить им, что Бабу убили и разрубили на части. Но подумал, что в ответе может оказаться сам как первый, сообщивший об этом деле. Поэтому он никому ничего не сказал. На следующий день, когда он пришел в мечеть, он увидел, что Баба здоров и невредим, как и прежде. Он решил, что увиденное им накануне было всего лишь сном.

Баба практиковал йогу с детства, и никто не знает, какого мастерства Он достиг. Он приобрел славу целителя, но не брал ни гроша за лечение. Этот доктор из докторов совершенно не заботился о своих интересах. Он всегда трудился для блага других, часто принимая на Себя невыносимую и ужасную боль. Один пример в подтверждение вездесущности и сострадания Бабы, я приведу ниже.

Вездесущность и Сострадание Бабы

В 1910 году, в праздничный день Дивали, Баба сидел возле дхуни и грелся. Он подбрасывал дрова в дхуни, и огонь разгорался. Потом, вместо того чтобы бросить поленья. Баба сунул в дхуни Свою руку. Рука, конечно, сильно обгорела. Это заметили прислуживавший Ему Мадхав и Шама. Они сразу подскочили к Бабе. Мадхаврао обхватил Бабу сзади, оттащил назад и спросил: "Дева, для чего Ты это сделал?" Тогда Баба вернулся в обычное состояние сознания и ответил: "Далеко отсюда жена кузнеца разувала кузнечные меха, держа ребенка подмышкой. В этот миг ее позвал муж. Забыв о ребенке, она в спешке побежала, и ребенок соскользнул в печь. Я немедленно засунул руку в печь и спас ребенка. Меня не волнует, что Я обжег руку - Я рад, что спас ребенку жизнь.

Служение Преданного, Больного Проказой

М-р Нанасахеб Чхандоркар, узнав от Шамы, что Баба обжег руку, примчался в Ширди из Бомбея вместе с известным доктором Парманандом. Доктор взял с собой все свое медицинское снаряжение, включая мази, корпию, бинты и т.д., и попросил у Бабы разрешения осмотреть руку, но ему было отказано. С того самого дня, когда была обожжена рука, рану перевязывал преданный Бхогоджи Шинде, больной проказой. Его лечение заключалось в растирании обожженной части гхи (топленым маслом), наложении листа и плотном перебинтовывании раны патти (повязкой). М-р Нанасахеб Чхандоркар несколько раз просил Бабу развязать патти. Он просил разрешить доктору Пармананду осмотреть рану, положить лекарство и перевязать, чтобы поскорее вылечить руку. Доктор Пармананд тоже просил об этом, но Баба все время откладывал осмотр, ссылаясь на то, что Его Доктор - Аллах. Лекарства доктора Пармананда так и не были извлечены на свет, но ему посчастливилось получить даршан Бабы. Бхагоджи разрешалось лечить рану каждый день. Через несколько дней рука была здорова, и все были очень довольны. Оставались ли еще следы боли или нет, мы не знаем, но каждый день Бхагоджи развязывал патти, массажировал руку при помощи гхи и снова ее крепко перевязывал. И так продолжалось до Самадхи Саи Бабы (смерти). Саи Баба, совершенный сиддха, на самом деле не нуждался в этом лечении. Но, из любви к Своему преданному. Он разрешил упасане - служению Бхагоджи - продолжаться. Когда Баба направлялся в Ленди, Бхагоджи сопровождал Его и держал зонтик над Ним. Каждое утро, когда Баба сидел возле дхуни, прислонившись к колонне, тут же был и Бхагоджи, готовый к своему служению. В прошлой жизни Бхагоджи был грешником. Он страдал проказой, его пальцы были изуродованы, тело гноилось и дурно пахло. Хотя внешне он казался таким обездоленным, на самом деле он был очень удачлив и счастлив, так как первым служил Бабе и был облагодетельствован Его обществом.

Теперь расскажу еще про одну чудесную Лилу Саи Бабы. Миссис Кхапарде, жена м-ра Дадасахеба Кхапарде из Амаравати, несколько дней находилась в Ширди вместе со своим младшим сыном. Однажды у ее сына начался сильный жар: оказалось, что у него бубонная чума. Мать была напугана и чувствовала себя очень неспокойно. Она подумала, что ей надо вернуться в Амаравати. Вечером, когда Баба совершал свою прогулку и находился возле вады (теперь Самадхи Мандир) она подошла к Нему за разрешением покинуть Ширди. Дрожащим голосом она поведала Ему, что ее любимый маленький сын слег. Очень ласково Баба ответил ей, что небо заволокли тучи, но они рассеются, и все будет ясно и хорошо. С этими словами Он поднял свой кафни до пояса и показал всем, кто там был, четыре явственных бубона, размером с яйцо, и добавил: "Посмотрите, Я беру на Себя все ваши страдания". Увидев это неповторимое деяние (Лилу), люди убедились, что святые принимают на себя бесчисленные страдания своих преданных. Ум святых мягче воска, он - как масло! Они любят своих преданных без малейшей мысли о выгоде и относятся к ним как к своим родным.

Поездка в Пандхарпур

В заключение этой главы я расскажу историю, иллюстрирующую, как Саи Баба любил Своих преданных и предвосхищал все их желания и побуждения. М-р Нанасахеб Чхандоркар, великий преданный Бабы, служил мамлатдаром в Нандурбаре. Он получил приказ переехать в Пандхарпур. Его преданность Саи Бабе принесла плоды, ведь Пандхарпур считается "бхувайкунтхой" - небесами на земле. Нанасахеб должен был немедленно приступить к работе, поэтому он отправился в Пандхарпур, никому не сообщив об этом в Ширди. Он хотел появиться в Ширди - своем Пандхарпуре - неожиданно, увидеть и поприветствовать своего Виттхобу (Бабу) и проследовать дальше. Никому даже в голову не приходило, что Нанасахеб может приехать в Ширди, но Саи Баба знал об этом, так как Его взор проникал повсюду. Когда Нанасахеб приближался к Нимгаону, отстоящему от Ширди на несколько миль, в мечети царило оживление. Баба сидел и разговаривал с Мхалсапати, Аппа Шинде и Каширамом, вдруг он сказал: "Давайте вчетвером споем бхаджан, двери Паидхари открыты, давайте радостно споем!" Они стали хором петь песню, припевом в кот-рой было: "Я должен ехать в Пандхарпур и оставаться там, так как это обитель моего Господа".

Баба пел, а с Ним и Его преданные. Вскоре появился Нанасахеб со своей семьей, простерся перед Бабаой и попросил Его поехать вместе с ним в Пандхарпур и побыть там с ними. В этом приглашении не было необходимости - преданные сказали Нанасахебу, что Баба уже был настроен ехать в Пандхарпур и пожить там. Услышав это, Нанасахеб был тронут и упал к стопам Бабы. Получив от Бабы уди и прасад, вместе с Его благословением, Нанасахеб отправился в Пандхарпур.

Нет конца историям Бабы; но давайте пока остановимся, оставив в запасе для следующей главы темы ценности человеческой жизни, сбора Саи Бабой подаяния, служения Баяджабайи и некоторые другие.

Поклон Шри Саи - Мир Всем